Выставка, наполненная светом и теплом

выставка М Кузнецова в Елабуге

Работы народного художника Татарстана Михаила Кузнецова невозможно спутать ни с чьими другими. В этом можно убедиться, побывав на его персональной выставке «Здравствуйте, друзья!», открывшейся в Музее современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника.

М.Кузнецов. Весеннее ожидание
М.Кузнецов
Фрагмент экспозиции
М.Кузнецов. Триптих «Спальня»
На открытии выставки
М.Кузнецов. Из серии «Сабантуй»
М.Кузнецов. Разговоры. Из серии «Мартовские коты»
М.Кузнецов. Уборка картофеля
М.Кузнецов
М.Кузнецов. Из серии «Мы из прошого»
М.Кузнецов. Доброе утро
М.Кузнецов. Из серии «Елабужские встречи»
Фрагмент экспозиции
М.Кузнецов. Триптих «Солдаты войны»
На встрече с М. Кузнецовым
М.Кузнецов. Листья осени
М.Кузнецов. Возвращение

Как же сложилась эта неповторимая творческая манера художника? Ответ на этот вопрос можно было получить, побывав на встрече с ним, состоявшейся на следующий день после вернисажа. На протяжении двух часов казанский художник рассказывал о своей жизни и творчестве, о создании целого ряда картин, представленных на выставке, которую он посвятил сразу трём юбилеям — 135-летию татарского поэта Габдуллы Тукая, 85-летию Союза художников Республики Татарстан и собственному 75-летнему юбилею.

Родившийся и выросший в деревне, он всю жизнь ощущает свою кровную связь с природой, землёй и жизнью простых людей.

Кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы в пятом классе учитель рисования не обратил внимания на способного мальчика и не посоветовал ему ходить заниматься в соседнее село Дербышки, где была изостудия, которой руководил профессиональный художник. Он встретил там ещё двух увлечённых рисованием ребят, с которыми сдружился на всю жизнь. Все трое учились потом в Казанском художественном училище. Оба его друга получили высшее образование, один в Москве в Суриковском институте, другой — в Ленинградской академии, но и тот, и другой так и не состоялись как оригинальные художники и уже перешли в мир иной.

А Михаил Кузнецов, окончив театрально-декорационное отделение Казанского училища, решил на этом остановиться. Однако самообразованием занимался постоянно, благо в Советском Союзе для профессиональных художников предоставлялась такая возможность. Он прошёл стажировку во всех театрах Москвы, в течение полугода повышал квалификацию в театральном институте. Начиная с 1978 года ежегодно выезжал на два месяца на творческие дачи, где собирались и молодые, и маститые художники. Условия для работы были, можно сказать, идеальные: полностью оплачивался проезд, бесплатно предоставлялись жильё, мастерские, питание. Не раз участвовал он и в творческих поездках художников по стране, продолжавшихся, как правило, в течение сорока дней. Всё это помогало расширению кругозора, совершенствованию мастерства, поиску своего пути в изобразительном искусстве. Однако даже сейчас, посещая чуть ли не каждую новую художественную выставку в Казани, он не просто смотрит, а стремиться подмечать творческие находки авторов, чтобы применить что-то и в своих работах.

Но вернёмся в конец шестидесятых – начало семидесятых годов, когда, отслужив три года в десантных войсках, выпускник Казанского художественного училища приехал по распределению в Башкирию в город Ишинбай, где был принят на работу художником местного театра. Почти сразу же он задумал организовать там детскую художественную школу, которая была открыта через год. В результате в Ишимбае, а затем и в других местах Михаил Иванович почти тридцать лет отдал работе с детьми.

Ему было интересно везде: и в художественной школе, и в театре, где одна пьеса сменяла другую и приходилось много читать, чтобы получить представление о той или иной эпохе, которую нужно было отразить в костюмах действующих лиц и декорациях.

Михаил Кузнецов считает, что именно работа в театре определила камерный характер его произведений. Также как там всё действие происходило на ограниченном сценой пространстве, где двигались главные герои, а декорации не должны были их подавлять, так и во многих работах художника центральное место занимает тот или иной образ, не обременённый излишними деталями. Он стремится к тому, чтобы в картине всё было просто и ясно. Но за этой простотой стоит большой труд. Ни один холст он не начинает, не сделав предварительно то же изображение в нескольких материалах — цветных карандашах, гуаши, акварели. Благодаря этому отрабатывается главный образ или сюжет, цветовое решение, отбираются необходимые детали.

В мастерской художника хранятся работы, которые относятся к периоду соцреализма. Часть из них, изображающих комсомольские стройки, заводы, людей труда, демонстрировалась в своё время на больших выставках. Но отбирая картины на очередную персональную выставку, Михаил Иванович никогда не включает их в экспозицию. «Рука не берёт», — признаётся он. Если для многих художников его возраста перестроечное и последующее за ним время было периодом крушения сложившихся стереотипов и мучительным поиском новых форм, то его сама жизнь вывела на совсем другую дорогу.

Правда, прежде чем это произошло, он пережил в пятьдесят лет клиническую смерть, во время которой побывал в другом, оставшемся в памяти радужном мире, и тяжелейший инсульт, сделавший его на время большим младенцем, не умеющем ни ходить, ни говорить, и по сути начавшем новую жизнь. Так что вполне закономерно, что Михаил Кузнецов считает себя двадцатипятилетним. Во всяком случае работает так, что впору позавидовать молодым. Встаёт обычно в шесть часов и после лёгкого завтрака отправляется в мастерскую, которую покидает лишь тогда, когда понимает — сил больше нет. Но вернувшись домой и перекусив, усаживается на диван или в кресло, рядом с которыми стоит столик с бумагой и цветными карандашами, и вновь принимается за работу.

В отличие от мастерской с её красками домашнее творчество художник называет «вышиванием». Цветные карандаши он очень любит и всегда с благодарностью вспоминает преподавателя училища Бориса Ивановича Майорова, который все пять лет вёл у них занятия, обучая тонкостям рисунка. Например, тому, что даже в линейной графике должен ощущаться объём, что нажим карандаша должен быть «живой», а бумага должна «дышать».

На собственном опыте Михаил Кузнецов убедился, насколько помогает в работе художника музыка, задавая верный творческий настрой и каким-то непостижимым образом переходя в пластический строй картины. В его мастерской она звучит постоянно: то классика, то народные мелодии, то рок… В произведениях художника ощущается и юмор, и лёгкая грусть, но главное — они дарят зрителям тепло и добрый настрой, который вкладывает автор в свои работы. Иначе и быть не может, ведь в сердце его живёт любовь ко всему — к людям, природе, животным и птицам. А именно они и населяют его многочисленные картины.

Их у него столько, что одновременно можно развернуть несколько персональных выставок. В Елабуге первая демонстрация его произведений состоялась в 2017 году. И с того времени он стал ежегодным участником Международных арт-симпозиумов по современному искусству, организуемых Елабужским государственным музеем-заповедником, в фондах которого насчитывается уже около тридцати его работ.

Ещё одну серию карандашных рисунков с выполненными по памяти портретами участников арт-симпозиумов он передал в дар музею-заповеднику во время названной выше встречи. На ней присутствовали студенты Елабужского колледжа культуры и искусств, обучающиеся на отделении дизайна, в программу которого включены академические художественные дисциплины. Именно к ним были обращены многие советы и напутствия Михаила Кузнецова, касающиеся создания пейзажей, сюжетных композиций, отражения национальных особенностей.

На выставке «Здравствуйте, друзья!» можно увидеть работы в разных жанрах и техниках. С каким-то особым трепетом он пишет картины, посвящённые детству. На восемнадцать дворов их маленькой деревеньки он был единственный послевоенный ребёнок. Его любили и баловали, хотя жизнь в те голодные годы была ох какой непростой. И картошку мёрзлую, вытаявшую весной из земли, приходилось собирать, и стоять ночами в расположенных от них за два километра Дубьязах в очереди за хлебом.

Взобравшись на соломенную крышу пристроя, мальчик воображал себя лётчиком, парящим над землёй, и совсем не знал, что существует такая профессия как художник, которым ему предстоит стать. Отсюда, с крыши, ему особенно хорошо были видны хлопоты прилетевших с юга птиц, которые вили гнёзда, высиживали яйца, носили вылупившимся птенцам червяков и мошек, а потом учили их летать. Всё это и многое другое вбирал он в себя пытливым взором, чтобы через много лет воплотить в трогательных образах уходящей деревни.

Процесс своего творчества Михаил Кузнецов сравнивает со снежным комом, который чем дальше катится, тем больше увеличивается в размерах. Так и он, не успев завершить работу над одной картиной, уже обдумывает замысел второй, третьей, четвёртой…

Коллеги не перестают удивляться терпению и кропотливости, с какими он трудится над своими произведениями, тщательно прописывая мелкой кистью каждый мазок. Однако его манера отнюдь не пастозна, потому что художник оставляет между мазками просветы белого холста, что наполняет картины особым светом.

При всей конкретности и правдивости изображённого мы чаще всего видим на его полотнах не реальных людей, животных и птиц, не воспроизведённые в деталях пейзаж или домашнюю обстановку, а их художественные образы. Поэтому вполне уместны здесь стилизация и декоративность и абсолютно естественным кажется то, что в одну плоскость сведены различные сюжеты, раскрывающие общую тему. Как, например, в картине «Листья осени», где на фоне белых стволов берёз с тремя символическими падающими листьями художник поместил и женщин, собирающих выкопанную картошку, и животных, пасущихся на пожелтевшем лугу, и одетого уже по зимнему мужичка, который вместе с едущим на телеге возницей провожает взглядом улетающих в тёплые края птиц.

Из почти девяноста работ, представленных на выставке, пятнадцать связаны с Елабугой. И это не случайно, ведь по словам художника: «Для меня Елабуга — это что-то тёплое, родное, куда хочется ехать, творить, общаться». А это значит, что нас ждёт ещё не одна встреча с художником Михаилом Кузнецовым и его произведениями.

Людмила Пахомова
Источник: http://www.elabuga.com/

Похожие записи

Оставить комментарий