Из истории елабужского театра

Театр как зрелищный вид искусства имеет древние корни. Но, по мнению историков, в России театр в данном качестве появился лишь во второй половине XVII века. В этом смысле знаменательным годом является 1756 — дата подписания императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении придворного театра. С этого времени отсчитывают существование русского профессионального театра.

На фото: Здание елабужского городского театра.
Фото © Елабужский государственный музей-заповедник

При Екатерине II театральное ведомство страдало постоянным дефицитом кадров. В 1783 году было введено понятие «пробы» для новых артистов. Тогда же стали давать платные спектакли для публики в столичных театрах. Репертуар и состав участников постановок публиковались на страницах петербургских газет, поэтому интерес к этому виду искусства только возрастал. Столетие спустя, в 1882 году, важным событием стала отмена казённой театральной монополии и установление свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений. Однако, несмотря на свободу действий, в провинциальных городах ещё долгое время по разным причинам театральная деятельность не приживалась.

Лишь к концу XIX – началу ХХ века театры стали открываться и в провинции. Приблизительная дата открытия городского театра в Елабуге — начало 1890-х годов. А в 1895 году газета «Вятский край» уже упоминает о нём: «…для следующих народных чтений можно было поискать и более просторное помещение; для этого всего лучше могло бы служить здание городского театра, всю зиму пустующее…»

Как правило, к выбору места для будущего театра и его внешнему виду каждый городской глава или меценат, выделивший средства на его сооружение, относились трепетно. Событие это было значимым, о нём писали, выбирали достойного архитектора, в результате чего театральное здание занимало достойное место. Однако в Елабуге выбор места для городского театра оказался далёк от стандартного решения.

Город к концу XIX века в архитектурном плане был уже полностью сформирован, все центральные кварталы плотно застроены частными владениями. В городском владении находились только торговые площади и небольшие строения, которые давно имели общественное назначение. Поэтому под театр выделили единственное свободное здание — бывший соляной склад. И первое время оно простаивало, так как новость об открытии театра не афишировалась в печати — помещения не были готовы к приёму артистов и зрителей.

Часть городского плана 1915 года. Место обозначения театра (квартал № 92)

Современники оставили точное описание елабужского театра, которое совпадает с обнаруженным не так давно фотографическим материалом: «Унылое серое здание в конце Малмыжской улицы носит гордое название — городской театр. Раньше здание служило складом соли. На всех четырёх сторонах два чуть просвечивающих грязных окошечка. Вывески никакой: и потому трудно догадаться, что эта безобразная масса с грязным входом не торговые бани, а храм искусства…» Внутреннее убранство театра также оставляло желать лучшего: «Входишь как в катакомбу — хоть глаз выколи… За досчатой перегородкой мерцает огонёк в кассе. Скамьи для публики так же претендуют на чистоту…»

Упоминание о городском театре в Елабуге встречаем и в очерке известного удмуртского литератора и учёного Г.Е. Верещагина «Прикамские юродивые»: «Я прогуливался по Елабужскому городскому кладбищу, которое находится в близком соседстве с театром, больницей и домом умалишённых.

В театре, в соседстве с кладбищем, собирались дать какое-то представление, и потому любители сценических представлений шли и ехали туда с трёх сторон. — Потянулись наши елабужцы в театр, — промолвил мой знакомый, смотря в сторону кладбища…»

Как видим, после начального вынужденного затишья елабужские театральные подмостки обрели своих артистов, и зал стал наполняться зрителями. В январе 1896 года прошёл любительский спектакль, в котором елабужане с восторгом встретили местных артистов. Сбор с постановок пошёл «на нужды театра», на что некоторые посетители высказали сомнение, «что на эти нужды что-либо осталось». С постановок следующего спектакля сбор потратили на покупку рояля. Театральные постановки имели комедийную и драматическую направленность.

При этом елабужская публика, хотя и не избалованная обширным репертуаром, порой игнорировала выступления приезжих артистов, предпочитая им другие развлечения. Так, летом того же года в городе появился «конный цирк Малютина и Коромыслова» и, по словам корреспондента, елабужане «упорно отказывались посещать проезжих артистов». Как отметил корреспондент «Вятской жизни», елабужане «не доросли ещё до понимания значения театра и поэтому готовы оценивать такие зрелища, как конный спорт или балаган с Петрушкой».

В Елабуге действовали два кружка любителей сценического искусства и, по мнению горожан, местные любители более серьёзно подходили к своим ролям и выступлениям. Кроме того, сборы с каждого спектакля, как правило, шли на общественные нужды — помощь ученику, покупку какой-либо вещи, предмета обихода. Возможно, поэтому каждому посещающему постановку было приятно осознавать сопричастность к вкладу в благое дело, тем более что средства оставались в городе и становились общим достоянием. Так, 1896 год завершился любительским спектаклем, общий сбор с которого в размере 228 рублей ушёл на нужды публичной библиотеки. В газетной статье отмечалось, что за все время существования театра сбор с одного спектакля у гастролирующих профессиональных артистов в такой сумме «не случается, а бывшая ныне капелла Агренева-Славянского подобной суммы не смогла выручить и за два концерта».

Со временем любительские спектакли в Елабуге стали проходить на постоянной основе и составили серьёзную конкуренцию профессиональным постановкам, которые привозили гастролирующие театральные труппы. У приезжих артистов вырученные средства, помимо аренды театра, распределялись на заработную плату, проезд, проживание и другие расходы. Постановки обкатывались труппой по губерниям и имели ограниченное время «сценической жизни». На новые спектакли требовалось достаточное вложение, так как полная замена костюмов и декораций обходилась им в приличную сумму. У местных любительских кружков подобных расходов не было.

Актриса Марина Ладынина

Известная актриса Марина Ладынина в своих воспоминаниях рассказала о своём первом сценическом опыте в возрасте шести лет: «Мы жили тогда в Елабуге. Местная богатая купчиха организовала в благотворительных целях детский спектакль. Назывался он “Птичий переполох”, и в нём было занято очень много детей, которые играли разных там птичек, жучков, паучков… Меня она выбрала на главную роль — “Весны”. Специально для спектакля было сшито роскошное платье, которое укладывалось в красивую коробку, домой его брать не разрешалось…»

Многие актёры начинают свой творческий путь в небольших провинциальных театрах и со временем, оттачивая сценическое мастерство, получают приглашения в крупные театры. Так, в 1906-1907 годах в труппе елабужского театра состоял восемнадцатилетний Борис Баскаков, будущий артист советского театра и кино, выступавший под псевдонимом Лесовой.

Помимо спектаклей в городском театре организовывались бесплатные детские рождественские ёлки. Первое мероприятие такого рода прошло в декабре 1896 года. В нём участвовали почти 700 детей. А уже в январе 1897 года в театральной постановке опробовали юных артистов — и любительский спектакль прошёл замечательно. Летом того же года город посетила драматическая труппа, которая дала в июле несколько спектаклей. Корреспондент отметил пустынность театральных залов, которые по мере проведения вторых и третьих постановок значительно пополнялись зрителями, но в этот раз автор не был так критичен к елабужанам, уточнив, что причиной малочисленности зрителей стал их массовый отъезд «на дачи», в том числе молодёжи, составляющей «значительный процент зрителей».

Начиная с 1896 года городской театр в Елабуге использовался регулярно: ежемесячно проходили либо любительские спектакли, либо приезжие артисты представляли свои постановки. Елабужан радовали своим талантом и крупные театральные сообщества: так, в 1897 году Товарищество артистов Императорского Александринского театра представило на елабужской сцене оперный спектакль.

Репертуар елабужского театра мало чем отличался от репертуара любого театра тех лет. Основные кассовые сборы давала широкая городская аудитория, поэтому приезжие артисты предлагали публике классические отечественные и переводные пьесы, популярные мелодрамы и водевили с лёгкими опереттами. Более сложные постановки и серьёзную классику ставили в основном любительские театральные кружки, привлекая тем самым на свои постановки интеллектуальную публику.

Здание соляного склада в конце Малмыжской улицы ко времени преобразования в городской театр имело уже полувековую историю. Поэтому через несколько лет после начала работы в нём театра был поднят вопрос о ремонте здания. Сметная сумма капитального ремонта в пять тысяч рублей для городского бюджета оказалась непосильной. В первое время с каждого выступления в театре бралось «5% декоративного сбора». Для городского бюджета этот доход был небольшим (55 рублей в 1897 году, 120 — в 1899, 60 — в 1900). И хотя из местного бюджета ежегодно на ремонтные работы выделялись небольшие суммы, это никак не могло улучшить и облагородить «храм искусства». Горожане старались улучшить внутренне убранство театра за счёт личных вложений, приобретая необходимые вещи, мебель.

Вид городского театра, как и его техническое состояние, вызывали порицание со стороны местных жителей. К тому же он находился на окраине города. Неоднократно поднимался вопрос об открытии театрального заведения в стенах гостиных рядов на Соборной площади. К этому времени Спасская ярмарка была перенесена за город, ввиду её обширности и недостатка территории под торговые заведения. В 1913 году городская управа представила в Вятское строительное управление проект постройки народного дома. Однако возможная близость театра к главному городскому храму, где проходило бы лицедейство, оказалась не по нраву духовенству, поэтому предложение отклонили.

События Первой мировой и Гражданской войн значительно ослабили интерес к театральному искусству в Елабуге. А в дальнейшем прекращении деятельности городского театра немаловажную роль сыграли достижения науки и техники — появился кинематограф, который быстро завоевал внимание массового зрителя. Кроме того, в 1916 году в городе размещались 230-й запасной батальон российской армии и множество военнопленных, которым требовались помещения для жилья. Младшим офицерским чинам предложили использовать помещения городского театра, которые они занимали до 1918 года.

В начале 1920-х годах во время муниципализации городской театр в акте жилищного отдела был отмечен как аварийное здание: «…крыша железная цельная, полов нет, в деревянном пристрое оконных рам нет, печи разрушены…», в связи, с чем подлежал сносу.

Гульнара Романова

Источник: http://www.elabuga.com/

Похожие записи

8 Комментариев для “Из истории елабужского театра

  1. Полина

    Довольно интересный материал «Из истории елабужского театра — Деловой портал Елабуги» Пребольшое спасибо вам за информацию.

  2. Эта отличная инфа придется как раз кстати


    Да, действительно. Всё выше сказанное правда. Можем пообщаться на эту тему.

  3. Очень ценная информация. Спасибо

  4. Вы попали в самую точку. Мысль отличная, поддерживаю.

  5. Боковое стекло автомобиля в отличие от лобового состоит из одного закаленного слоя. При попадании камня оно может рассыпаться на мелкие частицы.
    В результате скол на лобовом стекле. Он может перерасти в трещину. Трещина или скол на лобовом стекле не всегда требуют его замены.

  6. Весна пришла, а радость где?

  7. Для хранения, транспортировки, дозревания продуктов и других технологических процессов компании нуждаются в надежных холодильных установках. Современное промышленное холодильное оборудование можно заказать в компании «Эверест Технолоджи». Мы поставляем и производим качественные камеры и комплексы, выполняем установку устройств, предлагаем дальнейшее обслуживание. У нас можно найти варианты, которые удовлетворят различные требования, есть возможность подобрать системы в индивидуальной комплектации.
    Торговое и складское оборудование подбирается для каждого бизнеса отдельно. Это позволяет разумно использовать электроэнергию при выполнении поставленных коммерческих задач. Работа промышленных холодильных установок контролируется автоматикой, это упрощает контроль, сокращает количество возможных внештатных ситуаций. В работе применяются проверенные комплектующие, поэтому системы служат долго и безотказно.

Комментарии закрыты.