Будь готов! Всегда готов!

С Днём пионерии!

С середины 90-х годов XX века в России началось активное возрождение детских общественных объединений. 29 октября 2015 президент России Владимир Путин подписал указ о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Согласно указу В. В. Путина, целью создания организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Учредителем организации от имени РФ является Федеральное агентство по делам молодёжи. Сегодня существует масса всевозможных детских организаций, работающих по самым разным программам. Но есть то, что их всех объединяет. Истоком детско-юношеского общественного движения была пионерия, из которой вышли наши отцы и деды.

История пионерской организации в нашей стране уходит своими корнями в историю рабочего движения. После февральской революции 1917 года в Петрограде и Москве возникли различные объединения рабочих детей и подростков для борьбы за экономические и правовые интересы: «Союзы мальчиков», «Комитеты тружеников» и др.  В городах и губерниях создавались детские коммунистические группы – «Клубы», «Комитеты», «Советы», «Муравейники», «Юнтрудармии».

Созданный в 1918 году комсомол объединил в своих рядах многие тысячи наиболее активных детей и подростков. Комсомольцы говорили: «…Не нужно бросать наших младших товарищей, вне союза они могут попасть под чужое пролетариату влияние, и вина за это будет лежать на нас». 2-я Всероссийская конференция комсомола, проходившая в мае 1922 года, положила начало созданию единой детской коммунистической организации по всей стране. Позже, в 1924 года решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И. Ленина. И с марта 1926 года пионерская организация стала именоваться Всесоюзной пионерской организацией им. В.И. Ленина.

Большое внимание в 1920-е годы пионеры начали уделять практической работе и, прежде всего, ликвидации неграмотности. Грамотность росла низкими темпами, так как многие подростки не посещали общеобразовательные школы и представляли собой потенциальных неграмотных. Встала новая задача — открытие специальных ликпунктов для детей.

В 1927-1928 годах пионерская организация работала под лозунгом: «Беспризорному жить невмочь — пионер ему должен помочь!». Пионеры брали на учёт беспризорных, участвовали в оборудовании детских домов и приёмников, собирали средства, одежду, продукты, книги для осиротевших ребят, вовлекали неорганизованных детей и взрослых. Особенно важна была работа в селе. Пионерских отрядов в селе тогда было мало, родители с трудом отпускали детей. Бригады пионерактива из города выезжали в подшефные сёла. Пионеры в деревнях и сёлах проводили агитацию в семье, ставили спектакли, устраивали демонстрации, выпускали стенгазеты и т.д.

В 1920-е – начале 1930-х годов в пионерской организации сложились формы трудового воспитания и технического творчества. Пионеры участвовали в добровольных детских объединениях, трудовых технических кружках, инициативных группах, бригадах, детских технических станциях, работали в мастерских, детских комнатах в тесной связи с производством, обрабатывали отрядные огороды, помогали сельским труженикам, устраивали специальные экскурсии на фабрики и заводы, в совхозы и колхозы с целью знакомства в теории и на практике с основами производства. Трудовое воспитание пионеров органически соединялось с общественно-политическим.

В 1930-е годы одним из важнейших дел пионерии стала борьба за знания, за укрепление сознательной дисциплины среди учащихся. В борьбе за знания родились новые формы работы. Пионеры устраивали в школе конкурсы на лучшего математика, физика, химика, проводили «походы» за грамотность и чистую тетрадь, за бережное отношение к школьному имуществу, за полное использование всех 45 минут урока. В школах и пионерских организациях шло социалистическое соревнование «За ударную учёбу и сознательную дисциплину». Пионеры брали на себя коллективные и индивидуальные обязательства.

Большую помощь оказывали пионеры в создании библиотек в сельских клубах. Городские ребята отправляли сельским школьникам книги и учебные пособия. Они выезжали в деревни с концертами художественной самодеятельности, помогали убирать урожай. Пионеры и школьники принимали участие в строительстве дорог, плотин, каналов и других сооружений.

Одним из важных направлений в деятельности пионеров была оборонно-спортивная работа и военно-патриотическое воспитание. Это было обусловлено обострением международной обстановки. Советские пионеры и школьники проводили сбор денежных средств. Ширилось движение за овладение военными знаниями и специальностями. Пионеры встречались с бойцами Красной Армии и Флота, овладевали военными профессиями — связистов, пулемётчиков, ворошиловских стрелков, более старшие — пилотов и парашютистов, проводили пионерские сборы на оборонные значки. В 1934году был введён значок БГТО (Будь готов к труду и обороне). Его получали пионеры и школьники 13-16 лет, сдавшие комплекс установленных норм, добросовестно относящиеся к учёбе и физкультурным знаниям. Патриотическим начинанием юных ленинцев явилось тимуровское движение — движение добрых невидимок.

За свой трудовой подвиг более много ребят удостоились медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а некоторые и медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Широко развернулось социалистическое соревнование пионеров и школьников на полевых работах в колхозах и совхозах. Пионеры брали обязательство превысить установленный правительством минимум трудодней в год для подростков 12-16 лет с 50 до 75-100 трудодней.

По примеру взрослых, по инициативе комсомола учащиеся школ включились в сбор денежных средств в помощь Красной Армии, в фонд обороны СССР. Ребята не просто приносили деньги из дома, а зарабатывали их своими руками. Патриотическое движение по оказанию помощи Красной Армии уже в первые месяцы приобретает более конкурентную форму- сбор средств на строительство танков, самолётов, других видов боевой техники, на строительство целых танковых колонн и авиаэскадрилий.

После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр.

С 1962 года на пионерском значке был изображён профиль Ленина, что символизировало признание государством заслуг пионерской организации. Это связано с тем, что в 1962 году Всесоюзная пионерская организация имени Ленина за успехи в социалистическом воспитании подростков была награждена орденом Ленина. В 1972 году пионерская организация была повторно награждена орденом Ленина.

В период перестройки по инициативе председателя Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени Ленина И.Н. Никитина, 1 октября 1990 года на X Всесоюзном пионерском слёте в Артеке делегатами было принято решение о преобразовании единой пионерской организации в «Союз пионерских организаций — Федерацию детских организаций» (СПО-ФДО). Однако пионерская организация не имела самостоятельной юридической формы. Она находилась и действовала в составе ЦК ВЛКСМ, который так и не утвердил решение о реорганизации.

27 — 28 сентября 1991 года после запрета КПСС состоялся XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, где было объявлено о роспуске комсомольской всесоюзной организации. Вместе с этим прекратила существование и Всесоюзная пионерская организация имени Ленина.

К моменту распада СССР в школьных дружинах в пионеры принимали всех детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране ни одного человека, рождённого до 1980 года, который не был бы пионером. Многие, не только бывшие пионерские активисты, сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией, вспоминают с теплом интересные события: походы, посадка деревьев, пионерские костры, песни, спортивные соревнования, смотр строя и песни и др.

По материалам pioner72.ru

Фото с выставки от 17.05.2022г. в Государственной Думе,
посвящённой 100-летию Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина (duma.gov.ru)

Похожие записи

Оставить комментарий