Нуриев, и.о. главы Елабужского района: «Елабужане — одаренные и образованные люди, с которыми можно делать большие дела»

Полная версия интервью Рустема Нуриева в программе «Интервью без галстука с Андреем Кузьминым». Публикуем текстовую версию разговора.

 «В ЮТАЗИНСКОМ РАЙОНЕ ЕСТЬ СДВИГИ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ ПО МНОГИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ, МЫ НЕ ЗРЯ РАБОТАЛИ»

Хотел бы начать нашу беседу с вашего предыдущего места работы, где вы верой и правдой служили девять лет. Расскажите про Уруссу, какой это был опыт?

— Огромное спасибо хочу сказать жителям Ютазинского района, депутатскому корпусу. Они меня сильно поддерживали в работе. Иногда критикой, иногда — добрым словом. С большой теплотой вспоминаю эту службу. Я считаю, мы не зря работали. На сегодняшний день есть сдвиги в лучшую сторону в сельском хозяйстве, в образовательной среде, в здравоохранении.

Что самое сложное в управлении таким отдаленным районом?

— Очень неординарный район. В эпоху «большой» башкирской и татарской нефти это была вторая генерация в нашей республике. И Уруссу, и город Октябрьский на башкирской территории в Туймазинском районе — это все работало как единый механизм. Конечно, с изменением плановой экономики многое изменилось. Предприятия были привязаны к каким-то отраслям, к «Газпрому», к энергетикам. Все это пришлось перестраивать. Собственники, которые пришли в 90-е и начале 2000-х, сегодня снова сменяются. Наверное, этот процесс всегда будет продолжаться в рыночной экономике, хотя он проходит очень болезненно.

Людям же тоже надо перестраиваться.

— Да. Поэтому я считаю, что роль муниципалитета — предвосхищать эти события и полностью быть в этом процессе, направлять.

Красивые места в Уруссу. Но не каждый житель нашей республики доехал до ваших красот.

— На днях ко мне заходила женщина, она не из Ютазинского района, но на юго-востоке бывала. Сказала: «Недавно проезжала — это маленькая Швейцария. Ухоженно». У нас нет ничего такого блестящего, но все по делу, все рационально и правильно сделано. Народ живет очень рационально. Что меня приятно удивило: самоуправление в самом Уруссу — это уличные комитеты, очень активные. С ними мы всегда эффективно работали.

НУРИЕВ О ЗАКРЫТИИ УРУССИНСКОЙ ГРЭС: «ЭТО БЫЛ ЦЕЙТНОТ»

Последние три года как раз звучал конфликт вокруг Уруссинской ГРЭС. Действительно, пришлось очень многое ломать по построению бизнеса и схемы теплоснабжения. Это было градообразующее предприятие было. Какие итоги этих перестроек? Это был полномасштабный кризис?

— Для нас это был цейтнот, естественно. Я хочу сказать огромное спасибо Президенту Татарстана Рустаму Нургалиевичу, Премьер-министру РТ Алексею Песошину. Их пристальное внимание помогло муниципальным службам и министерствам отработать этот вопрос. Мы практически за год полностью перевели поселок на двухконтурные котлы, изменили схемы газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения. Я считаю, что изменение схемы теплоснабжения с точки зрения экономики и комфортности проживания стало большим шагом вперед.

Новые собственники начали что-то делать?

— Я общаюсь с собственником до сих пор, он звонит мне по старой привычке. Хотя с муниципалитетом у них отлаженные отношения. Они закончили работу над машинным залом, заменили кровлю, меняют окна. Все-таки станция была уже достаточно взрослая. Машинный зал весь почищен, начался налив полов, установка металлических конструкций на полах. Параллельно будет идти закупка технологического оборудования. 

Они работают в энергетической системе, с теплообменниками, в нефтехимической отрасли. Они делают вторые контуры для атомных электростанций. Это очень серьезные технологические процессы. Я думаю, такие машиностроительные предприятия — достойная замена нашей станции, которая была колыбелью многих руководителей энергетической отрасли в республике и за ее пределами. Конечно, у нас и более крупные предприятия были, но эта станция была по-настоящему знаковая.

Уруссинская ГРЭС гремела на всю республику. В той ситуации, насколько я знаю, были конфликты, приходилось с людьми общаться и на повышенных тонах. Каким образом вашей администрации удалось убедить население, что нужно сделать именно так?

— Наше население, я считаю, достойно восприняло информацию. Были, конечно, и внешние факторы, которые пытались дестабилизировать ситуацию, как я понимаю. Но мы вышли на улицу и начали общаться с людьми, провели 120 собраний в зимнюю пору, в начале 2017 года. Я сам принял участие в 100 собраниях. Мы знали, что в апреле уже станция закроется и нам в любом случае в ноябре-декабре завершать эту работу. Это был такой отчаянный шаг. 

Ходили по дворам?

— По дворам ходили. Очень слаженно отработал Фонд газификации, организация, которая может решать неординарные задачи.

НУРИЕВ НЕ ПЛАНИРУЕТ УСТРАИВАТЬ РЕВОЛЮЦИЮ В АДМИНИСТРАЦИИ ЕЛАБУЖСКОГО РАЙОНА

Давайте перейдем к Елабуге. Когда вы узнали, что вас назначают сюда руководителем исполкома, потом главой, что вы почувствовали? Банальный, может быть, вопрос, но как вы восприняли это известие?

— С удивлением и определенной удовлетворенностью, что Президент мне доверяет. Это высокое чувство. Такое чувство для мужчины очень важно. О трудностях — что район больше, сложнее — я только потом начал думать. 

Что вы знали о Елабуге до этого момента? Вообще бывали здесь?

— Я приезжал сюда еще в студенческие времена, со мной были однокашники, которые жили в Елабуге. Я знал этот город, но не видел его исторической части. Будучи студентами, в музеи точно не ходили. С тех пор я начал посещать и Спасскую ярмарку, и другие мероприятия. Увидеть особую экономическую зону [«Алабуга»] нас Кабинет министров приглашал. Я начал понимать, что это очень глобально. Вот этот музей под открытым небом [Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник] — это очень серьезно.

С чего начали?

— Работая главой, я понял, что ни одну отрасль нельзя оставлять без внимания. Все характеристики района — сельхозпроизводство, дороги, вода, образование, здравоохранение — важны для комфортного проживания. Я, конечно, понимаю, что конкурентные преимущества нашего района — это местоположение внутри большого трафика рядом с еще более крупными городами. Плюс еще музей под открытым небом. Огромное спасибо той команде, которая провела 1000-летие Елабуги и обрамила эту жемчужину. 

Еще среди преимуществ можно назвать ОЭЗ «Алабуга» и очень хорошее образование. Я во многих учебных заведениях побывал и попросил Кабмин и Рустама Нургалиевича, чтобы августовское совещание следующего года прошло у нас в Елабуге. Решение принято, мы уже сформировали рабочую группу и начали подготовку. Спасибо хочется сказать Татьяне Ларионовой. Она наш куратор от Госсовета РТ и очень много помогает. Благодарю Рафиса Бурганова за то, что он нам доверил эту работу. У нас также строится полилингвальная школа. Я вникаю в этот вопрос, который курирует Минтимер Шаймиев. Это очень нужная программа. Мы планируем стройку завершить в июле и показать новый объект уже на августовском совещании. 

Если говорить о кадрах, будете проводить революцию или вы за эволюцию? С кем будете осуществлять задачи, поставленные Президентом?

— Эволюция будет, потому что некоторые должности у нас вакантны. Я сторонник того, чтобы опираться на местные кадры. Тех, кто знает район, и зарекомендовал себя здесь.

ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В «КОЛОСОВКЕ» БУДУТ РЕШАТЬСЯ В ПЛАНОВОМ ПОРЯДКЕ, А ВОПРОС МУСОРНОГО ПОЛИГОНА ПОКА ЗАМОРОЖЕН

Елабуга неоднократно становилась центром различных скандалов. Например, многодетные семьи в жилом массиве «Колосовка» жаловались на отсутствие коммуникаций. Землю получили, а жить невозможно. Как будет решаться эта проблема?

— Мы занимаемся проектированием и по воде, и по газоснабжению. Электроэнергия там есть. Будем заниматься в плановом порядке, за месяц это нереально сделать. Планируем на следующий год включить в программу.

Есть перспективы, что люди получат нормальные условия для строительства?

— Да, естественно. Если говорить о конфликтах, то они случаются в любом районе. Это означает, что есть активное население, с которым нужно работать, предлагать пути решения и давать этим людям возможность проявить себя. Возникает много вопросов, по которым нужно работать в связке с населением. 

Например, мы решили к Новому году подготовиться и поменять нашу елку. Я считаю, что на это нужны внебюджетные средства. Будем работать с каждым жителем, потому что все время что-то должно меняться. Я вижу, что в соседних более крупных городах эта работа уже проведена. Нам в этом вопросе нужно подтянуться.

Местные жители также выступали против строительства мусорного полигона. На какой стадии этот вопрос?

— В генеральном плане выделена земля, которая находится на границе с Менделеевским районом. Она находится на паевых землях. Вообще, по крайней мере со мной, ни о каких работах не вели разговоров. Я знаю, что в генплане района этот участок обозначен. Пока эта земля принадлежит пайщикам. Я бы не брался говорить сегодня говорить о каком-то проекте. 

Этот проект не будет реализован?

— Да.

ЭНЕРГИЮ МОЩНЫХ ЕЛАБУЖСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НУРИЕВ ХОЧЕТ НАПРАВИТЬ НА ПОЛЬЗУ ТАТАРСТАНА

Если продолжить тему конфликтов, то надо сказать о противостоянии одного из самых крупных бизнесменов нашей республики Барышева с местной администрацией и с главой лично. Вы застали эти отголоски?

— Как я уже сказал, мы со всеми будем налаживать конструктивные деловые отношения. Естественно, мы переживаем за место, в котором родились. Я переживаю за свою родину, за малую родину. Когда там что-то не так, я тоже эмоционально реагирую. То же самое, возможно, произошло с этими предпринимателями.

Я считаю, что они легендарные предприниматели. Их имена на слуху уже лет тридцать. Это очень одаренные люди, которые сумели закрепиться не только на республиканском рынке, но и на уровне РФ. Наша задача — вернуть их на родину, чтобы их мощная энергия работала на Татарстан. Ни на меня как на главу, ни на администрацию, а чтобы все работало на родину, где живут их земляки.

Как вы планируете выстраивать отношения с бизнесом?

— В моей биографии вы можете найти, что я отработал пять лет в Торгово-промышленной палате. Все, что мне привил Шамиль Рахимович Агеев, это уже не вытравить. Я иногда даже бываю больше общественным деятелем в отношении бизнеса, нежели административным работником. Так что здесь я никаких проблем не вижу. Будем стимулировать наших сельхозпроизводителей, входить в программы. С ними мы в Ютазах очень хорошо работали. Также будем предлагать открывать здесь новые бизнесы. Я считаю, что для этого в Елабуге всё есть.

Ваше самое главное конкурентное преимущество — это особая экономическая зона «Алабуга». Как будете работать по этой теме?

— Вся республика занимается ОЭЗ. Президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов — председатель наблюдательного совета, который лично курирует это направление. Великолепная управленческая команда Тимура Наилевича [Шагивалеева, гендиректора ОЭЗ «Алабуга»]. Он очень одаренный человек в этом плане. Использует лучшие мировые практики, заглядывает в будущее. За один только месяц я многое для себя вынес. Они занимаются обучением, формированием трудовых ресурсов для себя, работают с нашим политехническим колледжем. У них четыре профессии, которые важны: АСУП (Автоматизированная система управления предприятием), энергетики, химики-технологи, всё, что связано с технологическими процессами. На договорных отношениях они работают с нашими средними специальными учебными заведениями и с нашим федеральным университетом [Елабужским институтом Казанского федерального университета]. У них есть еще пять новых перспективных проектов. В течение полугода, наверное, будут завершать еще три завода.

Это ведь дополнительные инвестиции в районную казну, верно?

— Да, мы получаем НДФЛ. Естественно, моя задача — способствовать этому в полной мере, чтобы не было никаких барьеров. Самому муниципалитету нужно заниматься привлечением новых резидентов для размещения в ОЭЗ.

Глава, с одной стороны, «доит» бизнес, потому что на все бюджетных денег не хватает. С другой стороны, надо давать максимальные возможности и создавать все условия для развития бизнеса. Как вы нашли для себя этот компромисс? 

— Считаю, что здесь нужно подходить к вопросу с математической точки зрения и смотреть, кто уже встал на ноги и для кого это необременительно. С этими компаниями нужно работать, открыто объяснять и показывать, как будут тратиться те пожертвования, которые они дают. Если человек только зашел, то, естественно, нет смысла требовать от него денег. Например, когда компании только зашли в Уруссу, мы их особо не удручали, хотя они достаточно крепко стояли на ногах.

Прежде чем доить, надо кормить, я понимаю.

— Конечно. В целом успешные предприниматели, которые по 20 – 30 лет занимаются бизнесом, уже доросли до того, что разворачиваются в сторону благотворительности. Это считается правилом хорошего тона. Все это стараются показывать.

«ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ — ЭТО ПЕРВОЕ, ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА»

Современный глава администрации в вашем понимании — какой он?

— Я уже, наверное, несовременный (улыбается — прим. Т-и). Жизненный опыт для главы — это большой плюс, я так считаю. Как он образован, какими навыками обладает — это тоже важно. Знание жизни и умение общаться с людьми, понимать их, встречаться с ними, делать правильные выводы — все это нужно и молодому главе, и более опытному. Общение с людьми — это первое, что должен уметь глава.

Как вы коммуницируете с людьми посредством современных гаджетов? Представлены в соцсетях? 

— Естественно, все возможные инструменты я стараюсь использовать. Конечно, я в этом плане несколько скромен. В своей работе я стараюсь опираться на опыт, полученный на личных встречах с людьми. 

Лучше узнать район помогут ТОСы (территориальное общественное самоуправление) — территориальные образования, которые в общем-то будут помогать нам работать с населением. Есть много вопросов у людей и по жилью, и по жилищно-коммунальным услугам. Программу, которую озвучил Рустам Нургалиевич по придомовым территориям (речь о трехлетней программе «Наш двор» — прим. Т-и). Уверен, что в скором времени начнутся проектные работы.

Мы дали задание ТОСам, чтобы они в течение трех недель с управляющими компаниями, Департаментом ЖКХ исследовали все придомовые территории, которые попадут в программу на следующий год, и дали предложения. Надо учесть подземные коммуникации. Если на придомовой территории будет укладываться дорога, тротуар, значит, мы должны быть уверены, что под этим асфальтом вдруг не забьет фонтан горячей воды. Коммуникации надо укреплять, иначе эта работа в какой-то части может быть насмарку. 

Насколько вы открыты? Как попасть к вам на прием? Можно ли позвонить в приемную, чтобы соединили напрямую с главой?

— Если есть время, конечно. А так я принимаю во вторник. В последний раз я принял 34 человека. Воспринимаю это как элемент доверия — желание рассказать о своей боли. Мы три часа проводили прием, и я очень рад, что люди пришли. Некоторые подняли заскорузлые вопросы. Думаю, что такой метод работы востребован на сегодня.

Для вас личный контакт первичен, я верно понимаю?

— Да-да. Это же знакомство с людьми. Естественно, я не смогу со всеми встретиться, поэтому будем работать и через ТОСы. Они будут работать со старшими по домам, аккумулировать информацию. Ее мы будем ежеквартально перерабатывать, запускать в работу. Каждые три месяца будем отчитываться по просьбам, которые к нам поступали. Я буду проводить личный прием в сельских поселениях, это тоже очень важно.

«ГАФУРОВ И ЕМЕЛЬЯНОВ БЫЛИ МОЩНЫМИ ЛОББИСТАМИ, Я ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ НЕ ХУЖЕ»

Как вы оцениваете лоббистские возможности района? Насколько вы хотите участвовать в республиканских программах? Все равно же хочется перетянуть как можно больше одеяла на себя.

— Мы должны быть очень собранными в этом вопросе и готовыми делать для района максимум. Я не могу работать хуже, чем мои предшественники: Ильшат Рафкатович Гафуров, Геннадий Егорович Емельянов. Они были мощными лоббистами, решавшими многие вопросы. Я не должен работать хуже. Думаю, навыков хватит.

Но ведь сейчас тебе денег никто просто так не даст. Надо сформировать креативную группу, которая сгенерирует идеи, преподнесет их и сможет убедить всех, что нужно их реализовать. Например, здесь нужен классный парк, там — построить набережную. Есть такая команда? Будет?

— Такая команда есть в образовании, в государственном музее-заповеднике. Они постоянно участвуют в получении грантов. Естественно, мы будем пользоваться наработанным опытом, авторитетом. Вижу, как мощно работает федеральный университет с грантами, в каком порядке они все содержат. Я очень удовлетворен нашим политехническим колледжем. Они получили два больших гранта. Естественно, у нас здесь народ творческий. Я вижу, что давнее наличие вуза способствовало тому, что в Елабуге живет большое количество одаренных и образованных людей. Конечно, с ними можно делать большие дела. 

УКРЕПЛЕНИЕ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ ПОМОЖЕТ УВЕЛИЧИТЬ ПОТОК ТУРИСТОВ В ЕЛАБУГУ

Как вы оцениваете туристическую привлекательность и как будете ее развивать?

— На сегодня более 500 тысяч человек приезжает сюда. Практически сделали пристань, чтобы смогли пристать теплоходы. Одной из форм работы я вижу укрепление береговой линии, приведение в нормативное состояние. Об этом я говорил с Анатолием Петровичем [Ивановым], в частности, главой Мамадышского района. Он мне дал такой же совет, потому что сам серьезно поработал в этой сфере.

Там сделали красивую набережную даже раньше, чем в Казани.

— Да, я очень уважительно отношусь к Анатолию Петровичу. Думаю, он меня проконсультирует.

«НУЖНО ВИДЕТЬ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ РЕАЛЬНО ВКЛАДЫВАЮТ ДУШУ, И РАБОТАТЬ С ЭТИМ НАСЕЛЕНИЕМ»

Расскажите, где будет жить ваша семья. Будете перевозить сюда?

— Да, конечно. Но для начала дождемся завершения этого полугодия. Наш младший сын учится в школе.

Что вы ждете от жителей Елабужского района? Как они должны вам помочь?

— Я думаю, что мы будем работать вместе. Если мы в работе не будем опираться на широкие массы, то ничего не получится. Чтобы объединить общество, надо понимать проблемы каждого и стараться их решать. Может, это звучит банально, но к этому нужно серьезно присмотреться. Нужно видеть людей, которые реально вкладывают душу. С ними нужно кропотливо работать.

Я желаю вам этой хорошей кропотливой работы на благо елабужан и всей республики.

Подробнее: sntat.ru/interview/nuriev

Похожие записи

Оставить комментарий