Художественный мир Флюра Исмагилова

Флюр Исмагилов, избравший себе творческий псевдоним Мишар Фельдери, в 2014 году приезжал в Елабугу на Международный арт-симпозиум по современному искусству. Работая над темой «Елабуга. Взгляд в глубь веков» он создал три картины, запечатлевшие древние легенды и символы города. Но поскольку рядом с ним творили ещё 35 графиков и живописцев из нашей страны и зарубежья, то работы башкирского художника не стали чем-то из ряда вон выходящим, хотя и запомнились необычностью образов и многофигурностью композиций.

А вот открывшаяся на прошлой неделе в Зале современного этноискусства ЕГМЗ его персональная выставка стала яркой демонстрацией того, что перед нами во многих отношениях интересный, самобытный художник. Начать с того, что в экспозиции нет случайных, проходных полотен, скороспелых, небрежных этюдов. В каждой работе очевиден замысел и соответствующие ему композиция, образы, цветовое решение, техника исполнения. Под стать этому и размеры холстов, в среднем от 1,5 до 2 кв. м.

Флюр Исмагилов
Флюр Исмагилов Фото Л.Пахомовой

Ретроспективность выставки, самая ранняя картина которой датируется 1986, а последние — 2016 годами, позволяет сделать вывод, что на протяжении 30 лет пристрастия художника почти не изменялись. Природа, семья, картины детства, жизнь и смерть, сказочные или мифологические, реже исторические сюжеты и образы — вот основной круг тем, который Флюр Исмагилов избрал для живописного воплощения на своих холстах.

Он родился в 1960 году, когда давно уже отгремели залпы войны, затянулись полученные на полях сражений раны. Олицетворением тех безоблачных лет стала его картина «Детство под лопухами» (1990), где он изобразил себя непомерно маленьким среди огромных, освещённых солнцем лопухов, идущим на речку чистить песком большой медный самовар их многодетной семьи. Очевидно тот же достопамятный самовар запечатлён им и на ярком, многокрасочном полотне «Чаепитие в мальвах» (2010).

Мишар Фельдери. Чаепите в мальвах

И всё же отголоски войны продолжали звучать где-то очень близко, сливаясь в облике деда — доморощенного поэта, бывшего политрука, ноги которого были начинены осколками от разорвавшегося рядом немецкого снаряда. Он часто снимал сапоги и растирал больные ноги, и Флюр мог даже нащупать и пересчитать выступающие из тела бугорки. Деда и рядом с ним себя, пляшущего под гармонь не одолевшей фронтовика смерти, художник написал в картине «Красное вино поэта» (1988).

Отца и бабушку Флюра Исмагилова мы видим в работе «Аллюки» («Колыбельная») (1998). Перед смертью отец очень долго болел и сыну казалось, что в таком состоянии человеку хочется, чтобы рядом находилась мать. Бабушки к тому времени уже не было в живых, но, вызванная памятью внука-художника, она появляется на холсте у постели-колыбели больного, чтобы успокоить и утешить его своей песней.

«Женат, двое детей, две внучки, такая радость есть у меня», — сказал о себе уфимский живописец. Его нежное, трепетное отношение к близким раскрывается в таких картинах, как «Безымянная планета» (1993), «Поздний ужин» (2005), «Игрушка. Автопортрет с внучкой» (2010), «Два ангела» (2015). Прекрасны и целомудренны созданные им образы обнажённых женщин, входящие в триптих «Один день» («Утро», «Полдень», «Вечер»). И, конечно, только человек с любящим сердцем, для которого нет большего горя, чем потерять свою половину, мог создать символическую картину «Одиночество» (1997), где распростёршийся на поверхности земли мужчина с невыразимой печалью всматривается в умершую и погребённую в белом саване молодую женщину. А она, подняв руку, как бы отстраняет его от себя, словно призывая не тревожить её смертный сон.

Мишар Фельдери. Одиночество

Особое место в произведениях художника занимает природа, которая на его полотнах живёт своей сокровенной одушевлённой жизнью. В картине «Мурдым» (1999) огромная серая скала представлена в образе сидящего в задумчивости великана. Дух угольной горы запечатлён на холсте «Кумер-бабай» (1996). В самых разных обличьях изображены облака в живописных произведениях «На вершине» (2000), «За горой гуляет мой белый конь» (2007), «Паруса Махишэкер» (2012), «Отдых Ак-Иделя» (2014), «Снег совы» (2015). Монументально и выразительно полотно «Урал» (1989), повествующее об образовании уральских гор из тела уснувшего великана. Все эти образы по словам Мишара Фельдери уже существуют в природе, надо просто суметь их увидеть и изобразить.

Мишар Фельдери. Зима

По-своему передаёт художник на холстах времена года. Так, в центре картины «Зима» (2016) на взгорье изображена большая горящая керосиновая лампа, бросающая красные отсветы на синий снег. Рядом с ней, словно у новогодней ёлки, играет на гармошке мужчина и пританцовывает женщина. Внизу, будто заснеженные стожки сена — деревенские домики с тёплыми оранжевыми окнами и дымом, прямо поднимающимся из печных труб как в морозную безветренную погоду.

Мишар Фельдери. Один день (Утро. Полдень. Вечер)

На открытии выставки, где присутствовали воспитанники обеих художественных школ Елабуги, автор работ рассказал такую историю. Однажды во втором классе учительница дала им задание нарисовать пейзаж. Флюр изобразил огромный дуб, потом его корни и рядом каких-то насекомых. Учительница поставила ему двойку, сказав, что под землю спускаться нельзя. Но это предостережение не остановило будущего художника в дальнейшем, ему всегда был интересен весь мир и до сей поры присуще состояние поиска и познания.

Мишар Фельдери. Урал

Олицетворяя природу, он порой прибегает и к обратным метаморфозам. Например, национальный герой башкирского народа Салават Юлаев и его отец, закованные в цепи и сосланные Екатериной II на каторгу в Прибалтику, в картине Флюра Исмагилова «Холодные воды Балтики» (2014) превращаются в скалы, которым не страшны ни ветра, ни ледяные волны. Таким образом автор подчёркивает крепость и силу духа башкирских батыров, которых не смогли сломить никакие испытания.

Интересно и необычно полотно художника «Поэты» (2006). Здесь запечатлена символическая встреча в небесах двух поэтов, внешний облик которых свидетельствует о принадлежности их к разным историческим эпохам. Но творчески они связаны одним божественным даром, который запечатлён в виде строк арабской вязи на бело-розовых с сиреневым отливом облаках.

Мишар Фельдери. Поэты

Присущее Мишару Фельдери чувство цвета позволяет ему с равным успехом работать в монохроме, при использовании мрачноватой и яркой цветовой гаммы, гармоничной по тональности или же контрастной палитре. Столь же разнообразна и техника художника, который пишет лессировками и пастозно, с просвечиванием холста и нанесением многослойной красочной фактуры.

Всё это и создаёт неповторимый художественный мир Флюра Исмагилова.

Мишар Фельдери. Красное вино поэта

Людмила Пахомова журналист ЕГМЗ
Источник: elabuga.com

Похожие записи

Оставить комментарий