«Вам все вершины были малы…»

В конце сентября в Елабуге будет торжественно отмечено 240-летие со дня рождения Надежды Андреевны Дуровой, чья жизнь овеяна ореолом военной и литературной славы. Специально к этой дате сотрудниками Музея-панорамы «Бородинская битва» г. Москвы была создана экспозиция «Война и мир Надежды Дуровой», открывшаяся в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника.

Первую экскурсию по ней провели заместитель директора по развитию Музея-панорамы Виктория Павленко и заведующий экспозиционно-выставочным отделом Артём Савинов. Более 90 подлинных музейных предметов, подавляющая часть которых относится ко времени жизни легендарной кавалерист-девицы, представлено в настоящее время в Выставочном зале ЕГМЗ. Это холодное и огнестрельное оружие, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, прижизненные издания произведений Надежды Андреевны, выходившие в Москве и Санкт-Петербурге, а также значительное количество гравюр и рисунков.

На открытии выставки. Фото Л.Пахомовой

В последних запечатлены портреты русских императоров, военачальников, представителей родов войск, в которых служила Надежда Дурова, сюжеты, связанные с наполеоновскими войнами, виды Москвы и северной столицы и даже образцы женской моды начала и второй трети XIX века. В первом из этих периодов она сама ещё носила женское платье, а в следующем, уже облачённая в строгий сюртук, могла видеть подобные туалеты дам на светских приёмах в Санкт-Петербурге.

При формировании той части экспозиции, которая представляет собой эстампы, были, в частности, использованы такие издания, как «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, составленное по высочайшему повелению» (Санкт-Петербург, 1843–1860), «Мода XIX века. Коллекция Геслера» (Австрия, Вена, 1890-е), «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах: военная галерея Зимнего дворца» (Санкт-Петербург, 1848–1849), «Русские портреты XVIII–XIX веков Великого князя Николая Михайловича» (Санкт-Петербург, 1908), «Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии и до Москвы в 1812 году, исполненная прямо на месте и литографированная Альбрехтом Адамом « (Бавария, Мюнхен, 1827–1833), «Тридцать девять портретов 1808 – 1815 г.» (Санкт-Петербург, 1902), «Иллюстрированная летопись важнейших событий Европы за 1812, 1813, 1813 и 1815 годы» (Англия, Лондон, 1815), «Портретная галерея русских деятелей» (Санкт-Петербург, 1865–1869).

Выставка «Война и мир Надежды Дуровой» в хронологическом порядке даёт в основном представление о её военной биографии. Так, здесь можно увидеть изображения военнослужащих Донского Атаманского казачьего, Мариупольского гусарского, Конно-Польского (уланского) и Литовского уланского полков, в которых в разные годы в течение десяти лет проходила служба Надежды Дуровой в Российской императорской армии.

Неизвестный художник. Вторжение наполеоновской армии в Россию

Благодаря включённым в экспозицию фрагментам текстов из «Записок кавалерист-девицы» зрители могут не только видеть картины сражений, портреты выдающихся деятелей, с которыми сводила её судьба, но и ощутить чувства, которые владели ею в той или иной ситуации, познакомиться с оценками известных личностей. А, кроме того, узнать, как непросто было довольно хрупкой молодой женщине сносить все тяготы армейской службы не только в военное, но и в мирное время. «Я привыкла к своим кандалам, то есть к казённым сапогам, — пишет она, рассказывая о вступлении в Польский уланский полк, — и теперь бегаю так же легко и неутомимо, как прежде; только на ученье тяжёлая дубовая пика едва не отламывает мне руку, особливо, когда надобно вертеть ею поверх головы: досадный маневр!»

Мотт Ш. Взятие Смоленска

Боевое крещение Надежда Дурова, носившая тогда имя Александра Соколова, получила во время франко-прусско-русской войны 1806–1807 годов в сражениях при Гудштадте, Гейльсберге и Фридланде. Вот как описывает она последнюю битву, закончившуюся поражением российской армии: «Фридланд. В этом жестоком и неудачном сражении храброго полка нашего легло больше половины! Несколько раз ходили мы в атаку, несколько раз прогоняли неприятеля и в свою очередь не один раз были прогнаны! Нас осыпали картечами, мозжили ядрами, а пронзительный свист адских пуль совсем оглушил меня!»

Самокиш Н. Атака Шевардинского редута

Кстати, за храбрость, проявленную в этих битвах с наполеоновской армией, Надежда Андреевна и была награждена знаком отличия военного ордена Св. Георгия Победоносца. Это был крест из серебра размером 34,3 × 34,3 мм на георгиевской ленте. Впоследствии его часто называли солдатским Георгиевским крестом, поскольку он предназначался для нижних чинов. Учреждён он был 13 февраля 1807 года, так что Дурова получила его, образно выражаясь, в первой волне награждённых, несмотря на то что её знак отличия имел номер 5723.

Эммингер Э. В предместье Смоленска, на правом берегу реки Борисфен 12 ноября 1812 года

О том, какое отношение к необычному воину сложилось в её полку, свидетельствует рапорт генерала от инфантерии графа Ф. Буксгевдена, главнокомандующего русской армией в военную компанию 1806–1807 гг. Он предназначался для Александра I, узнавшего от отца и дяди Дуровой о том, что в его армии служит женщина и потребовавшего после проведения соответствующего расследования привести её на встречу с ним в Санкт-Петербург.

«Во исполнение Высочайшего Вашего Императорского Величества воли, сообщенной мне действительным тайным советником Поповым, истребовал я служащего в Коннопольском полку товарища Александра Соколова и отправил его с флигель-адъютантом Вашего Величества Зассом. При сем поднеся присланный мне от полку формулярный о службе его список, всеподданнейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что отличное поведение его, Соколова, и ревностное прохождение своей должности с самого вступления его в службу, приобрели ему ото всех как начальников, так и сотоварищей его, полную привязанность и внимание. Сам шеф полка Генерал-Майор Коховский, похваляя таковое его служение, усердие и расторопность, с каким исполнял он все препорученности, во многих бывших с французами сражениях, убедительно просит оставить его ему в полку, как такового унтер-офицера, который совершенную подает надежду быть со временем весьма хорошим офицером, да и сам он, Соколов, непременное имеет желание остаться всегда на службе».

Неизвестный художник. Бородинское сражение

Текст этого документа, хранящегося в Российском государственном военно-историческом архиве, приведён в книге Аллы Бегуновой «Надежда Дурова», вышедшей в 2011 году в Москве. Автор не раз бывала в Елабуге с презентацией своих книг, с организацией выступлений участников клубов-реконструкций Отечественной войны 1812 года и в связи с другими событиями, связанными с именем легендарной кавалерист-девицы.

Как известно, «Записки» Надежды Дуровой не вполне соответствуют её биографии. О чём-то она сознательно умолчала (например, о своём замужестве и рождении сына), какие-то эпизоды явились художественным вымыслом (в частности, спасение офицера, за что якобы она и была награждена Георгиевским крестом). Названная книга Аллы Бегуновой является в настоящее время, а скорее всего, и в обозримом будущем, самым полным документально подтверждённым исследованием жизни Надежды Андреевны. Не случайно именно она послужила основой при создании экспозиции «Война и мир Надежды Дуровой».

Вопреки опасениям кавалерист-девицы, с которыми она ехала в северную столицу, монарх не только оставил её на службе в армии, но и перевёл в другой полк с именем Александр Александров. «Если вы полагаете, — сказал император, — что одно позволение носить мундир и оружие может быть вашею наградою, то вы будете иметь её… И будете называться по моему имени — Александровым!.. Не сомневаюсь, что сделаетесь достойною этой чести отличностью вашего поведения и поступков; не забывайте ни на минуту, что имя это всегда должно быть беспорочно и что я не прощу вам никогда и тени пятна на нем!..» Сообщая, что отныне она будет служить в Мариупольском гусарском полку, он охарактеризовал его в качестве одного из храбрейших с офицерами из лучших фамилий.

Читайте: Юбилейные мероприятия, посвященные 240-летию Надежды Дуровой

В Елабуге состоится концерт, посвященный 240-летию со дня рождения Н.А. Дуровой

В тайну кавалерист-девицы были посвящены в ближайшем окружении Александра I князь Христофор Ливен, оформлявший ей документы на новое имя, а также бывшие в разные годы военными министрами граф Алексей Аракчеев, генерал-фельдмаршал Михаил Барклай де Толли и генерал от инфантерии Андрей Горчаков, чьи портреты представлены на выставке.

Их галерею продолжают такие известные в русской истории имена генералов от инфантерии как Михаил Милорадович, Алексей Ермолов, Пётр Коновницын, у каждого из которых Надежда Дурова какое-то время исполняла обязанности ординарца. И, судя по отзыву последнего, весьма успешно. «По очереди пришлось мне быть на ординарцах у Коновницына, — пишет она. — Генерал этот очень любит находиться как можно ближе к неприятелю и, кажется, за ничто считает какие б то ни было опасности.

Приехав к Коновницыну, я рассказала ему со всею подробностию о положении отряда Сиверса, о путях, переправах, средствах, одним словом, обо всем, что мне велено было узнать. Коновницын, выслушав мое донесение, расхвалил меня, попросил извинения в том, что усомнился было дать мне поручение по причине моей молодости, и, видно, желая загладить это, посылал уже везде одну меня через целый день, говоря при каждом поручении: “Вы исправнее других”».

Мода XIX в. 1835. Коллекция Геслера

В представленных на выставке графических произведениях русских и зарубежных художников изображены вторжение наполеоновской армии в Россию, взятие Смоленска, атака Шевардинского редута, Бородинское сражение, пожар Москвы, отступление французов. В одной из витрин размещены приказ главнокомандующего армиями фельдмаршала князя Голенищева-Кутузова после Бородинского сражения, в котором, в частности, говорится: «Его Императорское Величество в ознаменование отличного своего благоволения к победе, одержанной над неприятелем 26го Августа, Всемилостивейше жалует всем нижним чинам бывшим в сражении того дня по пяти рублей на человека».

Надежда Дурова, получившая накануне в бою при селе Шевардино контузию от ядра и лёгкое ранение левой ноги, не покинула строй и приняла участие в битве при Бородино, дав ему короткое, но очень ёмкое название «Адский день!»

Фрагмент экспозиции. Фото Л.Пахомовой

Благодаря включённым в экспозицию кавалерийской сабле и пистолетам образца 1809 года мы можем представить, чем она была вооружена в этот день. Но действовать приходилось в основном саблей, поскольку заряжать во время боя гладкоствольный пистолет с кремнево-ударным замком было чрезвычайно сложно. Дальность его стрельбы составляла 40–50 метров, в среднем каждый пятый выстрел давал осечку. Такие пистолеты практически невозможно было заряжать в дождь и при сильном ветре (порох намокал или его сдувало) и вообще поразить из них цель, особенно сидя верхом на двигающейся лошади, было очень трудно. Не случайно в одном кавалерийском наставлении того времени говорилось: «Стреляй, и ты попадешь, если это угодно Богу!»

Во время экскурсии на открытии выставки заведующий экспозиционно-выставочным отделом Музея-панорамы «Бородинская битва» Артём Савинов обратил внимание зрителей на портрет генерала от кавалерии герцога Евгения Вюртембергского, чьё имя в отличие от других героических военачальников Отечественной войны 1812 года мало известно. Принц был двоюродным братом Александра I по матери и ходили небезосновательные слухи, что Павел I, не любивший своего старшего сына, воспитанного под присмотром бабушки — Екатерины Великой, вынашивал план возвести на русский престол своего племянника. Карьеру в русской армии Евгений Вюртембергский начал в то же время, что и Надежда Дурова — в компанию 1806–1807 годов, где очень быстро отличился и в 24 года стал самым молодым генералом русской армии. Он был уважаемым человеком, его любили подчинённые, жизни которых он умело берёг, разделяя с ними все тяготы военного времени. Даже тот факт, что принц не стеснялся ходить в прожжённой шинели, говорит о многом. И кстати, именно его подчинённые первыми вступили в Париж. Он оставил очень интересные воспоминания о той эпохе, которые были недавно переведены на русский язык. Несмотря на то, что, будучи уже в отставке, он жил в своём родовом гнезде в Ротенберге, Евгений Вюртембергский всегда с гордостью носил русский военный мундир.

Рядом с его портретом помещены выполненные акварелью и тушью рисунки улан. Их автором был русский офицер Лев Киль, изобразивший где-то в 1815–1816 годах обмундирование почти всех полков. Будущий император Николай I чрезвычайно высоко оценил его работу, назвав её «армейской сюитой». Помимо того, что рисунки очень точны, их ценность заключается ещё и в том, что они сделаны в цвете. Поэтому их берут за основу во многих современных исследованиях униформ.

На выставке можно увидеть три портрета Надежды Дуровой, первый из которых открывает экспозицию. Это выполненный тушью в качестве иллюстрации к повести Н.И. Рыленкова «На старой Смоленской дороге» рисунок, где она изображена в мундире Литовского уланского полка. На втором — акварельном портрете — кавалерист-девица предстаёт корнетом Мариупольского гусарского полка. На третьем — выгравированном на стали — она запечатлена уже известной писательницей в тёмном сюртуке с Георгиевским крестом на груди. И конечно, в экспозицию включён портрет Александра Сергеевича Пушкина, в чьём журнале «Современник» были впервые напечатаны её «Записки», и кто раскрыл инкогнито героини войны 1812 года.

Наши коллеги из Музея-панорамы «Бородинская битва» включили в экспозицию гипсовый бюст Надежды Дуровой, созданный в 1960-е годы скульптором Фёдором Ляхом. А тридцать лет спустя благодаря этому автору в нашем городе был открыт великолепный конный памятник русской амазонки, отлитый их бронзы.

В Елабуге похоронены две великих женщины — Надежда Дурова и Марина Цветаева. Перу последней принадлежит замечательное стихотворение «Генералам двенадцатого года», в котором есть такие строки:

Вам все вершины были малы
И мягок — самый чёрствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Эти строки в полной мере можно отнести и к знаменитой кавалерист-девице, чей образ спустя два столетия не перестаёт удивлять, восхищать и до глубины души трогать её соотечественников.

Людмила Пахомова

Полная версия на сайте: http://www.elabuga.com

Похожие записи

Оставить комментарий